Вы здесь
Как на Масляной неделе из печи блины летели…
Наступила самая «вкусная» неделя года – Сырная седмица. В преддверии Масленицы и проводов русской Зимы христиане устраивают застолья с непременным атрибутом праздника – блинами.
Встреча Весны широко отмечалась нашими предками ещё до принятия христианства.
В языческой Руси Масленичная седмица начиналась в день весеннего равноденствия, и брала начало от более древней славянской Комоедицы, связанной с культом просыпавшегося весной медведя и получившей название от печеных комов из гороховой муки – прообразов блинов. В наши дни Комоедица частично сохранилась в Белоруссии как часть масленичных празднований. Медведь и сейчас остаётся одним из важных персонажей праздничных гуляний, но уступает главенство богине смерти и зимы Марене и богу солнца Яриле.
С принятием христианства возник вопрос: когда отмечать Масленицу? Ведь основные гуляния совпадали с Великим постом и противоречили церковным канонам. Тогда было решено перенести Сырную седмицу на последнюю предпостовую неделю. Однако по церковным традициям, в то время как народ веселиться, храмовые службы постепенно принимают постовой характер – в среду и пятницу не служится литургия, читается покаянная молитва Ефрема Сирина, в воскресенье вспоминается Адамово изгнание из рая и совершается чин прощения. Считается, что эти семь дней должны быть посвящены не разгулу и обжорству, а примирению с ближними, прощению обид и подготовке к посту.
Но, как бы то ни было главными атрибутами народного праздника являются застолья и гулянья. Прощаясь на семь недель со скоромной пищей, за семь дней праздника люди стараются впрок наесться молочными продуктами, яйцами, рыбой и блинами.
Каждый день Масленицы имеет свое название и свое содержание.
В понедельник отмечали «Встречу» праздника, по городу готовили качели, балаганы и прочие увеселительные заведения для народных гуляний.
Во вторник на Руси были «Заигрыши», когда холостые юноши и девушки присматривались друг к другу, чтобы после окончания Великого поста сыграть свадьбу.
В среду «Лакомку» теще полагалось накрывать стол для зятя и всей родни.
В четверг начинался «Разгуляй», после семейных посиделок народ устремлялся в балаганы, на карусели и площади, где были организованы гуляния.
В пятницу зять приглашал на «Тёщины вечерни», это мог быть праздничный обед для всей родни жены или скромный ужин в семейном кругу.
На «Золовкины посиделки» в субботу невестка приглашала родню мужа, его сестер с их семьями.
Кульминацией праздника были проводы Масленицы, сопровождавшиеся зажиганием костров, масленичными санными поездами, ряжеными.
Гулянья на Масленицу, как и на Святки самые массовые. Основной забавой считалось катание на лошадях: светское и народное. В Москве катались по кругу от Красной площади до нынешнего Электрозаводского моста (тогда это был Покровский мост) или вокруг Кремля и по Красной площади. Эти районы на время празднеств освобождались от движения.
На улицах обязательно ставили катальные горы и качели. Атрибутом всякого гулянья было торжище, где ставили палатки, павильоны и так называемый шатер – съестную и закусочную, а также, распивочную. Здесь же продавались свистульки и лакомства. До сих пор считается, что от того, как встретишь Масленицу, зависит, как проведешь целый год - поэтому в Росси её отмечают пышно.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется «Прощеным». В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.