Вы здесь
Как выбрать хорошую школу для первоклассника
Для родителей будущих первоклассников сейчас горячая пора. Школы Калужской области открыли набор в первые классы. Например, в региональном центре – с 25 января, в Обнинске – с 18-го, в Боровском районе – с 30-го. Папы и мамы, бабушки и дедушки готовы стоять ночами в очередях, чтобы записать чадо в престижную школу города. Но стоит ли гнаться за статусом учебного заведения? Быть может, школа в соседнем дворе подойдёт вашему ребёнку лучше? И, собственно, какие признаки выдают хорошую школу?.. Давайте разбираться.
Пройдясь по тихим школьным этажам
… вы уже сможете кое-что для себя понять, почувствовать атмосферу, в которой предстоит учиться вашему малышу.
Загляните в классы, посмотрите на мебель, учебное оборудование, оцените спортивную площадку. Убедитесь, что в учебном заведении налажен пропускной режим. Не робейте и осмотрите санузел, столовую, раздевалки.
Оглядитесь вокруг. О школе должны «говорить» даже её стены. Хорошо, если на стендах – не только скучные плакаты с призывами «учиться, учиться и учиться», но и объявления о походах, работе кружков и секций, о предстоящих школьных мероприятиях.
Обратите внимание, как общаются между собой дети, как разговаривают с ними учителя. Один из признаков хорошей школы – ребятня, оставшаяся в ней и после уроков. Значит, им не хочется расходиться, им здесь интересно.
И ещё. Если дети здороваются с вами, значит, это хорошая школа – здесь учат вежливости.
Не гонитесь за престижем школы, а выбирайте учителя
Первый учитель в жизни каждого школьника оставляет большой след. Именно он научит учиться, заложит тот фундамент, на основе которого будет строиться всё дальнейшее образование ребёнка.
Если ваш будущий первоклассник застенчив, отдайте его в класс к педагогу с мягким стилем общения. Если ребёнок непоседа, он лучше проявит себя с учителем в меру строгим.
Поговорите с родителями, чьи дети уже учились у вашего будущего первого учителя, узнайте их впечатления от общения с педагогом, почитайте отзывы в Интернете (если они есть).
Зачастую, выбирая престижную школу, родители тешат собственные амбиции. Но если вашему малышу с трудом давалась обычная программа в детском саду, вряд ли его стоит отдавать в гимназию или лицей с углубленным изучением чего-нибудь. В конце концов, перейти в специализированную школу можно в средних классах, когда ребёнок уже проявит свои способности к конкретным предметам.
Программа обучения тоже важна
Родителям при выборе школы также стоит обратить внимание на программу обучения, которую будет осваивать со своими одноклассниками ребёнок. Узнайте заранее о плюсах и минусах каждой, чтобы понять, подходит данная программа вашему чаду или нет.
Впрочем, слово «программа» теперь употребляется редко. Основа всего – Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который определяет содержание программы обучения в начальной школе, цели, которые перед собой ставит эта программа, и результаты, которые должны быть достигнуты при обучении. Поэтому учебно-методические комплекты (УМК, по старому – учебники и методические, дидактические материалы) представляют собой разные вариации на тему одной и той же программы. Разумеется, они отличаются друг от друга: в них входят учебники разных авторов, и разные УМК рассчитаны на разный уровень освоения образовательной программы начальной школы.
Чтобы получить право на жизнь, образовательная система и учебно-методические комплекты (УМК) должны получить одобрение Министерства образования и науки России и соответствовать требованиям ФГОСов. На сегодня таковыми УМК являются:
- «Школа России»;
- «Начальная школа XXI века»;
- «Перспективная начальная школа»;
- «Планета знаний»;
- «Перспектива»;
- УМК Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Самый популярный и самый известный УМК – «Школа России». По нему работают большинство российских школ. УМК позволяет хорошо отрабатывать умение считать, читать, писать. По нему неплохо учатся даже весьма средне подготовленные к школе дети. Все учебники написаны по привычной для родителей и старшего поколения схеме, потому объяснить ребёнку то, что он пропустил или не понял на уроке, взрослым членам семьи будет совсем нетрудно. В учебниках четко выделены стандартные (базовые) задания и задания повышенного уровня сложности.
Достаточно популярен также УМК «Начальная школа XXI века». Программа поощряет учеников размышлять, фантазировать, для этого выпущены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир». По ней комфортно будет учиться эрудированным, но долго привыкающим к новым условиям детям.
Однако эксперты отмечают, что успешное обучение по нему возможно при хорошем уровне речевого развития ребёнка.
Принципиально отличается от других УМК системы Эльконина-Давыдова. Это иная логика подачи информации, иная система построение самих учебников. Авторы хотят сформировать у детей теоретическое мышление: научить их выдвигать гипотезы, искать доказательства, а не заучивать преподнесенную информацию. От ребёнка требуется быть внимательным к деталям, усидчивым, уметь обобщать разрозненные сведения.